ПРЕДСКАЗАНИЯ НЕ СБЫВАЮТСЯ
Было время, когда нас пугали: дети ваши "из болезней не будут
вылезать", и "руки-ноги они обязательно себе переломают", и "в
школе им будет трудно учиться", и "вырастут они
недисциплинированными", и "на шею вам скоро сядут" и т. д. и т
п., и все из-за того, что слишком уж странными, непривычными
казались многим наши методы воспитания, наш образ жизни.
Зачем все эти спортснаряды и таблицы в комнате? Зачем читать в
три года? Зачем босиком по снегу? Зачем все эти фокусы? Вы
искалечите детям жизнь!
Шли годы, дети подрастали один за другим, а страшные прогнозы не
сбывались. Болели они редко, простуды им вовсе были не страшны,
а инфекционные болезни они переносили легко, чаще всего без
лечебных процедур и лекарств. Годам к трем они становились
крепкими, сильными и ловкими, даже сбитого носа мы у них не
видели, а вывихов или переломов ни у кого из них не было ни разу
за все 18 прошедших лет.
И в школе им учиться совсем не трудно: за домашними заданиями не
засиживаются, а учатся в основном на "четыре" и "пять". Школу
кончают раньше срока на год-два-три ("перескакивая" через
классы), и никаких хлопот не доставляют нам с поступлением в
средние или высшие учебные заведения: ни особых условий, ни
протекций, ни репетиторов, как и должно быть.
От работы не бегут: старший уже в 14 лет летом работал
почтальоном, а в 16 лет был принят на должность техника в
лабораторию и проработал два года, получив перед поступлением в
институт четвертый разряд регулировщика радиоэлектронной
аппаратуры. И чем старше становятся наши ребята, тем чаще мы
слышим похвалы в их адрес: "Хорошие у вас помощники растут". Да,
косые взгляды сменяются теперь доброжелательными улыбками, а
недоумение и раздражение -- интересом, письма, гости, встречи,
лекции -- и уйма самых разных вопросов и просьб:
-- Расскажите, как и чем вы занимаетесь с детьми... Покажите
свои игры, учебные пособия, мастерскую, спортивные снаряды...
Напишите о том, как вы обращаетесь с новорожденным...
Пожалуйста, о закаливании!.. И о своих ошибках не забудьте,
чтобы их не повторить нам...
И среди других обязательный вопрос:
-- А откуда вы все это взяли? Как не побоялись воспитывать детей
так необычно?
КАК МЫ НАЧИНАЛИ
Иногда считают, что мы все обдумали заранее, наметили, так
сказать, план действий, а потом уж стали его осуществлять в
жизни. Ну и наделали бы мы беды, если бы так случилось -- мало
ли ломается ребячьих судеб из-за тщеславных замыслов их
родителей и педантичного проведения их в жизнь. Да, многое в
нашей жизни сложилось иначе, чем у других, и все это не само
собой, а по нашей доброй воле (и тоже, конечно, не без тайных
надежд на это самое-самое... -- кто из родителей этим не
переболел?!), но никаких заранее намеченных планов у нас и быть
не могло по той простой причине, что мы оба о дошкольном детстве
представление имели довольно примитивное, а о младенческом
возрасте вообще ничего почти не знали.
Мы, конечно, могли обложиться учебниками, популярными брошюрами,
учеными трудами и, проштудировав их, отобрать, наметить... и т. д.
Но тогда, к счастью, это оказалось нам не под силу:
загруженность работой, неблагоустроенное жилье, бытовые заботы
отнимали все время. Мы добрались до книг всерьез лишь тогда,
когда у нас было уже двое сыновей, четыре или пять исписанных
толстых тетрадей с результатами наблюдений за ними и уйма самых
житейских, а не теоретических проблем.
Признаемся и еще в одном нашем "грехе": мы сами по себе люди не
очень организованные и к планам тяготения не испытываем. И в
данном случае это оказалось полезным: нам не понадобилось
подгонять жизнь под свои намерения и установки. Так мы
убереглись от одной крайности в воспитательном деле -- излишне
жесткого руководства этим сложным и тонким процессом. А другая
крайность -- равнодушие -- нам не грозила: мы оба задолго до
знакомства друг с другом увлекались проблемами воспитания. Мы и
встретились-то (вот судьба!) на совещании, посвященном
"Программе воспитательной работы в школе". Случай усадил нас
рядом, но разговорились мы уже не случайно: оба жили учениками,
школой и ее многочисленными бедами, оба мечтали о
преобразованиях в школьном деле, много думали об этом. Мы
начинали свою семейную жизнь единомышленниками -- это и
послужило основой для всего, что было дальше. Конечно, впрямую
школьные проблемы с заботами о новорожденном не связывались. Это
лишь потом мы обнаружили между ними самую тесную связь, а тогда
и не догадывались об этом, зато твердо знали, что в школу дети
уже приходят очень разные по уровню развития и от этого зависит
их дальнейшая школьная жизнь. Значит, много надо сделать до
школы, но не с пеленок же начинать!
Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили
каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать,
смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул! Он нахмурился!
Он улыбнулся! Кому из родителей не знакомо это ощущение чуда,
имя которому Мой Ребенок! Но вскоре к этой родительской радости
прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному? Почему он
напружинивается, когда берешь его прохладными руками? Почему он
сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка
рос, и вопросов этих все прибавлялось. Мы стали записывать свои
наблюдения, и одновременно предоставляли малышу все больше
свободы действий, дали ему возможность самому определять,
например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, -
словом, во многом доверились природе. И наблюдали, и записывали
все, что казалось нам наиболее интересным а потом сопоставляли
записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, И
обнаруживали интереснейшие вещи: малыш, оказывается, мог
гораздо больше, чем об этом было написано в популярной
литературе. Это поразило нас и вызвало еще больший интерес к
сынишке. А когда родился еще сын, мы с самого начала пробовали
обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали
ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными
пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько
секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком,
избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать
голеньким сколько захочет...
Споры, ссоры
Первыми, кто был возмущен таким "варварским" отношением к
ребенку, были, конечно, наши бабушки, которые тогда жили вместе
с нами и просто видеть спокойно не могли голого младенца. Но мы
не уступали их натиску. Малыши были веселы, спокойны, энергичны,
не болели, легче переносили диатез, и мы настаивали на своем. А
на нас уже косо стали посматривать соседи. Прохожие на улицах,
когда мы шли с непривычно легко одетыми малышами, осуждающе
бросали нам в спину:
-- Сами-то в шубах, а детей заморозить хотите?
Пришлось нам подравниваться под малышей, мы стали одеваться тоже
полегче, но реплик от этого не убавилось:
-- Смотри-ка, ребенок едва поспевает, бежит за ним, а он хоть бы
шаг поубавил.
-- Ушки, ушки-то ему прикройте -- застудите!
-- Что же ты, мать, ему головку-то не прикроешь -- напечет ведь.
Мы же твердо придерживались правила: считаться только с
самочувствием малыша и в своих действиях исходить прежде всего
из него. Вот здесь мы и допустили первую серьезную ошибку:
внимательно наблюдая за детьми, мы не всегда обращали внимание
на самочувствие окружающих и, конечно, были за это наказаны
градом новых замечаний, наставлений, упреков.
А ребятишки тем временем росли. Кто-то из знакомых подарил
полуторагодовалому Алеше кубики с буквами. Ну буквы-то ему еще
ни к чему, подумали мы, но кубиков у сына не отобрали. И были
немало удивлены, когда обнаружили месяца через три, что Алеша-то
наш уже узнает с десяток букв. К двум годам он уже знал чуть ли
не весь алфавит, а в два года восемь месяцев прочитал первое
слово. Для самого Алеши это было как будто так и надо, а для нас
это стало целым открытием: так вот уже когда человек может
читать! А как же в остальном? Так начались наши пробы не только
с обучением грамоте, но и в физическом развитии малышей, в
овладении различными движениями и даже в укреплении их здоровья.
Пробы эти были чаще всего чисто интуитивными попытками
разобраться, что малыш уже может. Мы ведь не знали, что ему по
силам, что уже можно, а чего нельзя, и пробовали осторожно,
играя. Никакого давления, никакого обязательного урока, но и
не сдерживали, если ему самому хочется. Удалось что-то малышу --
мы рады, не получилось -- значит, пока отложим.
Мы жили тогда в небольшом щитовом домике, сами его оборудовали,
сами топили печи, ходили к колонке за водой и делали массу
других хозяйственных дел. А дети были рядом. Вот Алеша видит,
что папа забивает гвозди, и требует себе молоток. Мама подметает
пол -- он тянется к щетке или венику. И вот тут-то мы, кажется,
сделали еще один правильный шаг к дальнейшим нашим
педагогическим открытиям: впустили детей в мир взрослых хлопот и
занятий, постарались дать им большой простор для собственной их
деятельности.
Мы не только обзавелись маленькими молотками, пилами, топориком,
веничком и многими другими инструментами, но и дали возможность
малышам самостоятельно постигать свойства вещей и явлений. Даже
опасные вещи (спички, булавки, иголки, ножницы и т. п.) мы не
прятали, а знакомили детей с ними. Малыши рано узнали, что утюг
горячий, иголка острая, спички могут обжечь, а нож порезать
пальчик. Сначала нами руководило лишь желание, чтобы занятый
делом малыш не лез на руки, не приставал, не мешал работать, но
при этом сам был бы осторожен -- ведь следить за детьми, не
спуская глаз, нам было совершенно некогда, мы оба работали. И
только значительно позже мы поняли, какие большие возможности
для развития получают дети при таком самостоятельном
исследовании окружающего мира.
Со временем у Алеши и Антона появились целые наборы столярных и
слесарных инструментов, конструкторы металлические и деревянные,
пластилин и бумага, проволока и гвозди. Так же естественно вошли
в мир малышей буквы на кубиках и буквы на картонках, азбука на
стене и касса букв, карандаши и бумага. Алеша с Антоном не
только строили поезда и башни из кубиков, но и свободно плавали
в этом "азбучно-цифровом" море, писали буквы и не подозревали,
что это "абстракции". И мы не делали разницы между вещами,
числами и буквами и просили: принеси ТРИ ложки, найди ДВЕ буквы
М, разрежь яблоко на ЧЕТЫРЕ части...
Азбука и счет, опущенные с высот "возрастной недоступности" и
вошедшие в ребячью жизнь наравне с игрушками и инструментами,
оказалось, усваиваются столь же легко и просто, без всяких
уроков, как слова "ложка", "хлеб", "дай" и "молоко". В самом
деле, что такое три десятка букв и цифры среди многих сотен
слов, которые малыши узнают в первые два года жизни?!
Но снова мы слышали:
-- Что вы делаете? Нельзя до школы обучать грамоте, ведь вы не
знаете методики, вы неспециалисты, вы изуродуете детей!
ТРУДНОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ
Вот так, в спорах, мы начинали... Сначала мы воевали с бабушками
и соседями, потом спор вышел на страницы печати. "Правы ли мы?"
-- спрашивали мы в своей книжке, газетной статье, фильме. Многие
с нами не соглашались: "Нет, они не правы! Раннее развитие
опасно! Раннее развитие вредно!"
А мы, глядя на веселых, подвижных, всегда чем-то увлеченных
наших малышей, недоумевали: "Почему опасно? Почему вредно?" -- и
погружались в изучение книг, брошюр, статей -- всего, где можно
было добыть сведения об этом страшном раннем развитии.
Мы узнали, что еще в начале нашего века у М. Монтессори дети
(причем дети умственно отсталые) к пяти годам не только читали,
но и каллиграфически писали, что в Японии есть школа для
одаренных детей и принимают туда четырехлетних ребятишек, что в
Филадельфии существует институт по исследованию человеческого
потенциала, где сделали вывод: "правильный" возраст, в каком
следует учить ребенка читать, -- это полтора-два года. Петра
Первого дьяк Никита стал учить грамоте примерно в три года.
Мария Кюри была на два года моложе своих подружек в гимназии, Н.
В. Гоголь в три года писал слова, а в пять пробовал сочинять
стихи. В семье Ульяновых все дети к четырем-пяти годам уже
читали.
Все это поддерживало нас в наших поисках. Но главным
подтверждением правильности выбранного пути были наши дети. Они
поражали нас своими возможностями. Мы не поспевали за их
развитием, мы постоянно ошибались в своих прогнозах. Это было
удивительно! И это заставило нас увязнуть в проблеме раннего
развития всерьез.
За восемнадцать лет мы заметно отклонились от традиционных
сроков начала развития детей, но теперь мы слышали новые
возражения:
-- Ну хорошо, действительно, дети могут развиваться намного
быстрее, но нужно ли это, не лишаете ли вы своих детей
счастливого беззаботного детства?
Так говорят и думают многие, пока... не побывают у нас в гостях.
А когда увидят все своими глазами, поговорят и поиграют с нашими
ребятами да еще и привезут своих малышей в наш "детский сад", а
потом никак не могут их вытащить домой, вот тогда, расставаясь с
нами, признаются:
-- Счастливые у вас дети...
А иные вздыхают:
-- Счастливые вы родители...
А мы и не отказываемся действительно счастливые, только счастье
наше не само по себе к нам пришло, нет, не само...
Вот мы и решили написать обо всем, что узнали сами, с
единственной целью: может быть, наш опыт поможет кому-нибудь
стать счастливее.
В своем рассказе мы постарались учесть те вопросы, которые нам
чаще всего задают в письмах, на встречах, во время посещения
нашего дома. Когда слышат, что мы оба работали, детей в ясли и
садик не отдавали, няни у нас никогда не было, а бабушки живут
отдельно, нам непременно задают один и тот же вопрос:
-- Как вы успеваете? Откуда берете время на воспитание? Тут с
одним не знаем, как управиться, а у вас семеро.
Ответом на этот вопрос служит вся наша книга. Мы расскажем вам,
на что мы тратим время, а на что не тратим, за счет чего
экономим, а на что не жалеем ни минут, ни часов, ни дней, ни
целых лет.
И так же, как в беседах, мы, конечно, говорим не хором, а по
очереди, так и в книге каждый из нас будет рассказывать о том, в
чем он больший "специалист". А в случае надобности будем
комментировать или дополнять друг друга и даже иногда можем
поспорить, как это бывает у нас и в жизни.
Главная забота -- здоровье
Л. А.: Поскольку основная доля хлопот и забот в первое время
выпадает, естественно, на долю матери, мне и придется начать...
ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Что говорить о первом часе жизни новорожденного? И он и мать в
родильном доме: опытные врачи, акушерки, медицинские сестры,
прекрасное оборудование, заботливый уход -- все, что нужно для
того, чтобы принять нового человека в жизнь и обеспечить матери
полноценный отдых. И все-таки начну я свой рассказ не с
возвращения из родильного дома, а с прихода туда.
Шесть раз это было как обычно: мы прощались у дверей в приемную,
обменивались последними тревожными, но подбадривающими
взглядами, и отец, естественно, возвращался домой, а я вручала
свою обменную карту, отвечала на вопросы врача, ну и так далее...
А вот седьмой раз получилось иначе. Мы прошли к заведующей
отделением... вместе. Она удивленно посмотрела на нас.
-- Мы хотим попросить вас... -- нерешительно начала я, -- дать
мне кормить ребенка в первые часы после рождения.
-- Что за странная просьба, -- еще больше удивилась заведующая,
-- когда надо, тогда и дадим!
И тогда мы рассказали ей о том, что у всех наших шестерых детей
был очень сильный диатез, и мы, родители, уже смирились с этим,
думая, что передаем диатез по наследству. Но о нашей беде узнал
известный ученый, профессор Илья Аркадьевич Аршавский * и
настоятельно рекомендовал -- в качестве профилактического
средства против диатеза -- как можно раньше приложить ребенка
к груди, чтобы он высосал те капли молозива, которые есть только
у родной матери.
-- Мы не знаем, будет ли толк, но все-таки решились последовать
совету Ильи Аркадьевича. А вдруг поможет? И вот просим вас...
-- Ну хорошо, -- согласилась заведующая, -- тем более что в этом
нет ничего противоестественного, -- добавила она.
* Заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии НИИ общей патологии и патофизиологии АМИ СССР, доктор медицинских наук профессор И. А. Аршавский. С 1966 года лаборатория вела наблюдения за развитием детей Никитиных.
Любочку принесли для первого кормления часа через два после
рождения... И что же? Дочка росла, пошла уже в школу, и все это
время мы не нарадуемся на нее -- никаких следов диатеза!
Если бы мы узнали об этом раньше... Сколько бы неприятностей
могли избежать. Диатез болезнью не считается, но мучений от него
и ребенку и родителям бывает много. Уже у пятимесячного малыша
появляются мокнущие прыщики, а потом и болячки на личике, под
коленками, в сгибах локтей и ягодиц. В тепле они нестерпимо
зудят, малыш их расчесывает иногда до крови, плачет,
капризничает. И это тянется год, и дольше, и ни лекарства, ни
диета не дают стойкого результата. Наступает временное
улучшение, а потом вдруг опять хуже прежнего.
И вот от всего этого мы избавились и к тому же так просто! Могли
ли мы предполагать, что первые часы жизни человека так сильно
могут повлиять на его дальнейшее развитие? Конечно, не могли,
как не знали и многого другого.
Мы начинали точно так же, как начинают многие родители: с
нервотрепки по поводу того, что у меня не хватает молока, с гор
грязных пеленок, с бессонных ночей и изнурительных попыток
установить "ночной перерыв в кормлении", с тщетных, столь же
безрезультатных стараний излечить сынишку от диатеза и массы
подобных проблем, которые наваливаются на родителей с рождением
первого ребенка. После всего этого редко отваживаются даже на
второго. Сколько раз я слышала от матерей: "Чтобы еще раз все
это повторилось?! Ни за что!" А если прибавить бесконечные
детские болезни, постоянную прикованность к дому, отчуждение
(вместо помощи!) супруга... Ни за что! Точно так же сказала бы и
я сама, если бы не наша помощь друг другу и не тот огромный
интерес у нас обоих к развитию малышей, который постепенно
помог нам пересмотреть кое-какие установившиеся традиции и
намного облегчить кропотливый труд по уходу за младенцем. Вот
допустим...
ПРОБЛЕМА ПЕЛЕНОК
Эта проблема, так пугающая иногда молодых родителей, может быть
разрешена по-разному. Одни убеждены, что это, конечно, мамина
обязанность. Другие считают, что стирать должен отец (у матери и
других хлопот хватает). Третьи стирают по очереди
(равноправие!), есть и такие, которые взваливают эту работу на
бабушку. Лишь немногим удается совсем избавиться от стирки с
помощью службы быта. Возможно, последний способ понемногу
вытеснит все остальные, но пока это дело не очень близкого
будущего. Поэтому "до восьми месяцев смиритесь со стиркой
пеленок" -- так сказано в руководстве по уходу за ребенком.
Вначале и мы не были, разумеется, исключением -- смирялись. Кто
имел с этим дело, тот знает, каково это -- стирать, кипятить,
сушить и гладить с двух сторон 30-40 пеленок каждый день. Но
однажды, когда мой, тогда полуторамесячный, сынишка проснулся
сухим, я подумала: "Зачем ждать, пока он пеленки намочит, а если
попробовать его подержать?"
Села на краешек дивана, положила малыша себе на колени и
подхватила его под коленочки. Через несколько секунд на полу
рядом с диваном была лужица, но ведь можно что-нибудь и
подставить -- так у нас появился специальный тазик (обычный
горшок не годится -- мимо получается). Сначала я держала малыша
над тазиком, если он проснулся сухим или минут через пять-десять
после кормления, а потом научилась узнавать, когда ему надо.
Жаль, что не всегда в это время бываешь с ним рядом, но если
есть возможность последить, то можно вообще обойтись без мокрых,
а тем более грязных пеленок. Здесь интересна такая "деталь":
когда держишь малыша над тазиком "по-большому", он чаще всего
это делает в несколько приемов, не сразу, и надо дождаться, пока
он в конце концов не сделает немножко и "по-маленькому". Это
означает, что теперь-то уже все кончено: можно его подмыть и без
опасения класть на чистые пеленки.
Конечно, порой приходится проявить терпение и настойчивость.
Иногда малыш упрямится и не желает делать, что полагается:
выгибается дугой, может даже заплакать. Чаще всего это бывает
ночью или сразу после сна. В таких случаях помогало простое
средство: если малышу дать немного попить из бутылки или просто
пососать пустышку, он как будто переключается на другое и
перестает упрямиться.
О физиологическом механизме этого явления мы узнали совсем
недавно, но пользовались этим способом довольно часто. Мы,
правда, преследовали другие цели, когда давали соску ребенку
(чтоб не шумел, другим спать не мешал), а польза получалась
двойная.
Так уже в первые недели у нас бывали целые дни без стирки, и это
стало не только большим облегчением для меня, но, главное,
оказалось очень полезным для младенца: он не подмокает, кожица
остается постоянно сухой, даже подмывать его приходится очень
редко. Позже, когда малыш начинает ползать и ходить, он не
всегда помнит о том, что надо попроситься. Видимо, слишком много
отвлекающих моментов у него в это время появляется в жизни:
столько интересных вещей кругом, столько дел! Мы сначала не
понимали этого и расстраивались: ну вот, все забыл. Оказывается,
нет, не забыл, просто теперь ему, что называется, не до того. Мы
старались замечать по поведению малыша или по пройденному
времени, когда ему следует посидеть на горшочке, и старались
предотвратить "беду". И очень радовались, когда все получалось
как надо, не скупились на похвалу. Если же "беда" все-таки
приключалась, мы, уж конечно, старались обходиться без криков и
шлепков. Постепенно все приходило в норму. Таким образом и
мокрые штанишки особой проблемой для нас не становились, и
совершенно исключалась большая неприятность, которая мучает
иногда ребятишек годами, -- ночное недержание мочи.
Малышу уже в первый месяц так не нравится быть мокрым, что он
просыпается и может заплакать даже на улице, когда лежит
завернутый в коляске. Привезешь его домой, развернешь, а на
пеленке крохотное мокрое пятнышко. Это он начал и... испугался,
что мокро получается. Зато теперь над тазиком он весь свой запас
выльет без задержки.
Когда мы рассказываем об этом, нам не верят, а когда
удостоверятся, спрашивают: "Ему не больно, не вредно?" И нам
теперь только смешно: неужто в луже лежать лучше и полезнее, чем
у мамы на коленях? И неужели человеческое дитя глупее котят или
щенят, которых с первых дней можно приучить к порядку? Теперь я
так научилась понимать малыша, что уже в родильном доме могла
сказать, когда его надо "подержать над тазиком" -- он ведь
обязательно дает знать об этом: завозится, закряхтит, сморщится
-- поймите только, взрослые! А взрослые понимают только тогда,
когда уже поздно. И не понимают подряд неделю, месяц, полгода. А
когда малыш смирился с "бестолковостью" взрослых и начнет
наконец безропотно все "делать под себя", тогда начинаются
шлепки и всякое недовольство. Сами приучили, а потом начинают
отучать -- ну и логика!
Как часто, к сожалению, приходится встречаться с этой странной
логикой взрослых! Не дают, например, малышу ни подумать, ни
сделать по-своему -- все решают и делают за него, а потом его
же и ругают: мол, бестолковый, ленивый, равнодушный. Или,
допустим, учат есть побольше, впихивают еду чуть ли не силком, а
потом не знают, как унять аппетит ожиревшего ребенка.